Издательство Alfred A. Knopf выпустило антологию журналистских текстов известного колумбийского прозаика, журналиста и политического деятеля Габриэля Гарсиа Маркеса. Сборник называется «Скандал века и другие сочинения».
Хотя писатель был удостоен Нобелевской премии по литературе, его первой любовью была журналистика. Габриэль Гарсиа Маркес называл ее «лучшей работой в мире» и «биологической необходимостью человечества». Он понимал, что газеты и журналы не только предоставляют факты, но и посредством разнообразных комментариев заставляют задуматься общество. Он как-то сказал: «Я в основном журналист. Всю жизнь я был журналистом. Мои книги — книги журналиста, даже если это не так заметно». Габриэль Гарсиа Маркес, для своих друзей «Габо», жил ради журналистики. Он писал для газет и журналов всю свою жизнь, и сам основал шесть изданий. Однажды он, вопреки мудрости веков, сказал: «Я не хочу, чтобы меня помнили за «Сто лет одиночества», ни за Нобелевскую премию, но за газеты».
«The New York Times» пишет, что «Скандал века» состоит из 50 эссе, опубликованных между 1950 и 1984 годами, отобранных Кристобалем Пера, который помог отредактировать мемуары Гарсиа Маркеса, представленные журналистом Джоном Ли Андерсоном. Темы включают в себя обнаружение Эрнеста Хемингуэя, одного из его литературных героев, в 1957 году, когда Гарсия Маркес был всего лишь 28-летним свободным журналистом в Париже, а также великолепную, пышную поэтическую дань Джону Леннону, написанную после убийства великого Битла в 1980 году. Большая часть его журналистики, как большая часть его беллетристики, сосредоточена на его родной Колумбии, однако многие из лучших произведений в «Скандале века» — это эссе, незатейливые и остроумные размышления на такие темы, как парикмахеры, воздушные путешествия, литературный перевод и фильмы.
«The Associated Press» цитирует классика: «В столетии, в котором победителями всегда становятся те, кто больше всех поражает, кто получает наибольшее количество голосов, кто забивает больше всего голов, самые богатые мужчины и самые красивые женщины, волнение, вызванное во всем мире смертью человека, который ничего не сделал, но пел, чтобы любить, обнадеживает. Это апофеоз тех, кто никогда не побеждает».
Что особенно поразительно, так это то, насколько своевременны и актуальны многие его статьи сегодня, хотя самая последняя была написана 35 лет назад, после того, как он уже получил Нобелевскую премию и получил всеобщее признание за такие любимые произведения, как «Сто лет одиночества» и «Осень Патриарха».
В эссе, написанных в 70-х годах, где говорится о свержении военных диктаторов в Венесуэле (1958) и на Кубе (1959), которые Маркес освещал, приведены описания Гаваны во время правления Батисты на протяжении нескольких последующих лет. Его строки — «Куба вскоре обнаружила, что она на самом деле не отдельная страна, а коммерческий полуостров Соединенных Штатов» — все еще находят отклик сегодня, когда Венесуэла переживает кризис, а США усиливают свое давнее торговое эмбарго против Кубы. Кроме того, во многих его эссе выражена тревога по поводу экологического опустошения дикой природы в Южной Америке. Еще в 1981 году Маркес писал о главной реке в его родной Колумбии: «Река Магдалена мертва». И добавлял: «Люди слишком легко говорят о лесовосстановлении».