22 апреля в конкурсной программе 41 Московского Международного кинофестиваля будет показана драма Светланы Проскуриной «Воскресенье» с Алексеем Вертковым в главной роли. По словам режиссёра, «это картина о том, как деформировалась тема «лишнего» человека», а также про «иррациональную мощь денег». «Воскресенье» — кино умное и многослойное, и каждый зритель может найти в нём что-то своё, задуматься о важных вещах, попытаться ответить на поставленные в картине вопросы.
С одной стороны фильм невероятно современен, горькие приметы актуальной реальности присутствуют практически в каждом эпизоде. А с другой – «Воскресенье» поднимает вечные вопросы, испокон веков волнующие настоящих художников, недаром в названии картины улавливаются толстовские нотки, а в самой интонации фильма присутствует и чеховская тема.
Перед нами один день из жизни крупного провинциального чиновника. Таких, как Дмитрий Терехов (Алексей Вертков), принято называть «хозяевами жизни», им подвластно многое, сами они по ошибке считают, что вообще всё, забывая, что самое главное – а именно сама жизнь – не всегда укладывается в их рамки и схемы и может преподносить сюрпризы, порой весьма неприятные.
О многом в этот воскресный день придётся задуматься герою, в том числе и о том, что человек «внезапно смертен» (накануне кто-то подложил в его почтовый ящик записку с лаконичной фразой: «Скоро умрёшь»). Тема смерти присутствует в этом дне постоянно. Начинается он с известия о том, что накануне вечером любовница Терехова Инна (Александра Ребенок) выпрыгнула с балкона. Осталась жива, но получила травмы. Герой едет в больницу, пытаясь найти ответ на вопрос – зачем. Внятного ответа он так и не получает, но можно догадаться, что поступок женщины объясняется довольно просто – она дошла до черты, когда жизнь становится невыносимой. В подобном состоянии, впрочем, пребывают практически все персонажи картины, включая главного героя. Пока что он пытается решать все вопросы доступным и понятным ему способом – деньгами. Откупиться от всего «ценными бумажками» гораздо проще, нежели чем приложить какие-то внутренние усилия, поработать душой и сердцем. Первый денежный взнос в этот день он отдаёт в больнице – помогает мужу любовницы, которому придётся платить за помятую женой машину (Инна упала на стоящий во дворе соседский автомобиль). Затем Терехов весь день раздаёт конверты с деньгами: директору кладбища, домработнице, бывшей жене, благотворительной организации, женщине, считающей, что её отцу проломили голову по его вине.
«Меня интересовала в первую очередь иррациональная мощь денег, — рассказала Светлана Проскурина на пресс-конференции после показа фильма. – И дело не в том, что он решает вопросы деньгами. Ему так важно сейчас сделать свой мир независимым именно своей бездейственностью. Всё понимая и ничего не предпринимая, он абсолютно бездейственен».
Весь день герой куда-то бежит, ему кажется, что вперёд, а на самом деле – по кругу. Весь день он проводит с людьми, которые, казалось бы, близки ему, а на самом деле – далеки, даже родные. Не умея давать настоящего тепла окружающим, он в свою очередь и не получает его в ответ. Но и от этих людей тоже веет холодом. Светлана Проскурина очень метко обрисовала один из страшных пороков, присущих человеку: равнодушие. А особенно жутко равнодушие, скрывающееся под маской добродетели. Заботой о людях прикрывается городская администрация, вырубая деревья в парке. Дмитрий Терехов курирует этот проект и именно ему приходится выслушивать оскорбления возмущённых жителей, которых не убеждают доводы, что в парке будут построены велодорожки и поставлены новые скамейки, а деревья всего лишь пересадят. Вечером Терехова ждут на совещании у мэра, где прозвучит фраза о том, что микрорайон у реки будет снесён, а людей, живущих там, переселят в промзону. И понимаешь, что этот беспредел беспринципные чиновники тоже аккуратно «упакуют» в заботу о гражданах, которым дадут квартиры в новых домах. Одна из самых злободневных тем для страны, живущей под угрозой реновации.
Ещё один блистательный эпизод, иллюстрирующий добродетельное равнодушие, это эпизод на даче у друзей Терехова. Атмосфера абсолютно чеховская. Сытые, богатые, довольные собой и своей жизнью люди вкусно едят и с удовольствием пьют. Им не интересен никто, кроме самих себя, но они с умным видом могут рассуждать о том, что лучше для простого народа. А апофеоз всего этого — рассказ молодой женщины Маши (дочки хозяев дома, и тоже, кстати, любовницы главного героя). Скучающая барышня работает юристом, а в свободное время волонтёрит в организации, занимающейся поиском пропавших людей (Терехов снабжает их деньгами). И вот эта Маша с упоением рассказывает, как она всю ночь искала пропавшего мальчика, а найдя, отвела упирающегося ребёнка к родителям-алкоголикам. Мальчик просил, чтобы она взяла его к себе, но «куда ж я его могла взять, ведь у мамы сегодня день рождения». Дальнейшая судьба мальчика волнует её меньше всего, в этой истории главная – она. «Я ведь хороший человек?» — вопрошает Маша. Видимо, в глубине её души всё же есть на этот счёт некоторые сомнения.
При всём при этом главный герой, Терехов, не вызывает сильных отрицательных эмоций, его даже жаль, ибо видно, что перед нами человек, не растерявший остатки совести, мучающийся. «Это картина про то, как деформировалась тема «лишнего» человека, очень русская тема, — говорит Светлана Проскурина. – Все герои фильма, как корью, заражены этой «лишностью», этой неулаженностью жизни».
Прекрасен актёрский состав картины, здесь снимались Владимир Ильин, Агния Кузнецова, Мария Леонова, Марина Брусникина. И отдельного «браво» заслуживает Вера Алентова, сыгравшая умирающую старуху, мать главного героя. «Когда ты играешь умирающего человека, тебе вряд ли придёт в голову наклеивать ресницы, — сказала актриса. – Было понятно, что это человек, мягко говоря, немолодой, и что придётся блистать лицом таким, какое оно есть, и ещё тебе немножко прибавят. Важно было, что тебе предлагают. А это мне было любопытно. Во-первых, я люблю режиссёра Светлану Николаевну. Во-вторых, меня давно интересует проблема ухода из жизни всяких людей, а людей мощных тем более».
Как рассказала продюсер фильма Сабина Еремеева, прокатом картины, скорей всего, будет заниматься компания ПРОвзгляд (она же прокатывала предыдущую картину Еремеевой – «Кислота»). «Я сочувствую герою фильма, он находится в том возрасте и опыте, когда жизнь налажена, а смысл утерян, или по крайней мере он сбивается, — сказала Сабина Еремеева. – Для меня важна связь между поколениями. Это родители, которые превращаются в наших детей, и это будущее, отсутствие коммуникации с новым поколением. Для меня это способ задуматься, что нас ждёт дальше, как нам быть успешными, а я всё-таки за созидание и оптимизм, и как нам коммуницировать с будущим, при этом разбираясь с собой».
Автор: Александра Иванова