Первая и пока единственная русская певица, исполняющая партию Саломеи из оперы Рихарда Штрауса на оперных сценах по всему миру. Певица, в самом начале карьеры удостоившаяся приглашения в Зальцбург от Герберта фон Караяна. Первая оперная дива, записавшая на компакт-диски все 103 романса Чайковского. Творческая биография Любови Казарновской — сплошные открытия и эксперименты.
Заслушивалась Каллас, осталась Казарновской
Любовь Казарновская. Фотография: interviewmg.ru
Виолетта, Саломея, Тоска, Леонора, Амелия… Более полсотни женских имен носит Любовь Казарновская на сцене. Первое из них — Татьяна. Именно в роли Татьяны в опере «Евгений Онегин» Петра Ильича Чайковского певица дебютировала, еще будучи студенткой, на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
Девочка из интеллигентной московской семьи (папа-генерал, мама-филолог) пела с детства и после школы прямиком отправилась на факультет актеров музыкального театра Гнесинки, оставив мысли о карьере филолога. Понимать красоту русской классики училась у педагога Надежды Малышевой-Виноградовой, ученицы Станиславского и концертмейстера Шаляпина. В 1982 году Казарновская окончила Московскую консерваторию, а три года спустя — аспирантуру по классу певицы Елены Шумиловой.
Еще в консерватории начинающая артистка заслушивалась записями Марии Каллас и вывела для себя одно жизненное правило: «Лучше быть первой Казарновской, чем двадцать пятой Каллас». И стала первой.
«Итак, она звалась Татьяна…»
Завершала образование молодая певица, уже выступая на сцене Большого театра по приглашению Евгения Светланова. В репертуаре — давно ставшая визитной карточкой певицы Татьяна в «Евгении Онегине», Феврония в «Сказании о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова, Недда в «Паяцах» Леонкавалло.
На протяжении трех лет Казарновская была ведущей солисткой Мариинского театра, исполнила все главные партии для сопрано, что только имелись в репертуаре петербургского театра.
Не заставило себя ждать и мировое признание. В 1984 году Любовь Казарновская одержала победу в Конкурсе молодых исполнителей ЮНЕСКО в Братиславе, а настоящий зарубежный триумф певице принесла спустя четыре года партия Татьяны, прозвучавшая на сцене лондонского Ковент-Гарден.
«Ее голос глубок и обольстительно вкрадчив. Трогательные, прекрасно исполненные сцены письма Татьяны и ее последней встречи не оставляют сомнений в высочайшем мастерстве певицы», — это уже после выступления в Метрополитен-опера писала «Нью-Йорк таймс».
Любовь Казарновская. Фото: novostink.ru
Любовь Казарновская с мужем. Фото: star-town.ru
Любовь Казарновская. Фото: 7days.ru
Молодую российскую певицу приглашал в Зальцбург Герберт фон Караян. Уже будучи звездой на родине, Казарновская исполняла на летнем Зальцбургском фестивале «Реквием» Верди.
«Российская дива так лучезарна в роли Саломеи…»
Писала зарубежная пресса, когда Любовь Казарновская исполнила партию из одноименной оперы Рихарда Штрауса — первая и до сих пор единственная русская певица, которая исполняет эту сложнейшую партию на оперных сценах по всему миру. Исполнила так, что даже внук композитора после посещения спектакля заявил: «Наверное, мой дед имел в виду Казарновскую, когда писал эту оперу». Любовь Казарновскую называют лучшей Саломеей наших дней.
С блеском выступая с классическими произведениями, певица не отказывается от авангардных проектов. Она воплотила образ Саломеи в модернистской постановке кинорежиссера Атома Эгояна.
«Любому настоящему художнику авантюризм необходим, так как ты ставишь на карту свой профессиональный статус как актриса и певица», — уверена оперная дива.
Недетский детский репертуар
Любовь Казарновская опекает единственный в мире Детский оперный театр, который существует с 2000 года при Детской хоровой школе в Дубне. «Покоряет желание детей не просто спеть, но полноценно драматически сыграть свою роль», — отмечает певица.
Состоялись премьеры «Евгения Онегина», «Иоланты» Чайковского, «Снегурочки» Римского-Корсакова. Спектакль «Дитя и волшебство» по опере Равеля труппа Детского оперного театра показала в Москве, Подмосковье, Твери и Кимрах.
Манон & Манон и другие эксперименты
«Портрет Манон» на сцене Большого театра соединил в один спектакль яркие фрагменты сразу двух опер — итальянской «Манон Леско» Пуччини и французской «Манон» Массне. Любовь Казарновская пела сразу две партии — за итальянку и француженку. Спектакль стал большим международным проектом Фонда Любови Казарновской с участием исполнителей из России, Италии, Франции, Мексики, Швеции, Германии.
Любовь Казарновская в образе. Фото: modern-opera.com
Любовь Казарновская в образе. Фото: concertcity.ru
Любовь Казарновская в образе. Фото: lichnaya-zhizn.ru
Фонд имени оперной дивы работает почти 20 лет, организует концерты ведущих мастеров вокального искусства и поддерживает молодых российских исполнителей.
Как президент Русского музыкального просветительского общества, певица ведет молодежные музыкальные проекты в российских регионах, к примеру «Молодые — молодым». С 2011 года Любовь Казарновская объездила всю Россию и дала 125 сольных концертов. Оперная дива участвует порою в самых неожиданных проектах — от «Спасения дельфинов» до «Арктика Вива — Спасение Арктики/Антарктики».