Проводить русалку, похоронить кукушку, засушить май и сделать шута. Так гуляли на Троицу наши предки.
Традиционные русские праздники отмечали календарную смену времен года и моменты солнцестояния и равноденствия. В эти дни проводились обряды, связанные с новым этапом сельскохозяйственных работ и изменениями в жизни человека.
Языческий праздник: традиции и обряды
Петр Суходольский. Троицын день. 1884
Христианский День Святой Троицы (Пятидесятница, Духов день) совпадает по времени с переходом от весны к лету и языческим праздником Семик, или Триглав. В этот период на Руси начинались летние гулянья и гадания. С помощью обрядовых песен и танцев славяне «программировали» землю на обильное цветение и большой урожай.
«Где девки шли, / Там цветы цвели, / Где ребята шли, / Там рожь густа», — заклинали в Подмосковье.
Считалось, что плодоносящую силу земле придавал хоровод в поле на Троицу. В него обычно не принимали детей до 15–16 лет и стариков. Это сейчас правильно затянуть хороводную песню да притопнуть в такт могут только наши прабабушки да прадедушки. А раньше участником этого обрядового танца была молодежь. Хороводы водили самые разные. В селе Новосолдатка Воронежской области хоровод водили часами, с обеда и чуть ли не всю ночь под одну и ту же песню, повторяемую много раз. Судя по видео, селянам это не надоедало.
Хоровод в два ряда с песней «Ой лёли. Из-под зорюшки-зари» на сцене сельского клуба в исполнении фольклорного ансамбля из села Новосолдатка Репьевского района Воронежской области
«Чтоб урожай был хороший», в некоторых регионах из оставшейся прошлогодней соломы делали шута, или Андрюшу, — чучело, которое сжигали в конце праздника. Если у вашего соседа по даче посевы всходят раньше и деревья растут лучше, то попробуйте научиться делать своего шута.
И.С. Ежов, житель села Ждамирово Сурского района Ульяновской области, показывает, как делали троицкую куклу шута
До Троицы женщины должны были закончить ткать холсты. Иначе, говорили, на нитях будут качаться русалки. Во многих селениях Троицкую неделю после праздника называли Русальной. Считалось, что в это время русалки выходят из воды на землю. Это был период прощания с весной. По традиции из тряпок делали куклу, наряжали ее в женскую одежду и с песнями и танцами носили по деревне. Неделю русалка жила среди людей.
«Русалка, каже, у середу будеть вылазить, у четверьг будеть рубахи мыть. У пятницу будеть катать (то есть выглаживать рубаху рубелем), а у субботу уже наряжаться», — рассказывали в деревне Смелиж Суземского района.
Изготовление русалки во время обряда проводов русалки в деревне Манцурово Трубчевского района Брянской области
Чтобы задобрить утопленниц, жители села сплетали ветки берез, делая из них качели. В конце недели русалку «провожали» — оставляли в лесу или сжигали чучело.
На Троицкую неделю в некоторых регионах страны незамужние девушки гадали, кто первой замуж выйдет. Обряд назывался «Похороны кукушки». Не пугайтесь! «Похоронить» означало спрятать.
Так, в Белгородской области за неделю до праздника кукушку сплетали из листьев клена или болотной травы куги или просто сооружали палку с ленточками. Девочки делали кукушек втайне от мальчиков и прятали кукол — «хоронили» — на дереве или зарывали в землю.
На Троицкой неделе куклу-кукушку доставали и спускали на плоту на воду, приговаривая: «Ну, и плыви!», или просто бросали в воду. Чья дальше уплывала, той и замуж первой идти.
В славянской мифологии образ кукушки воплощает души умерших, не изживших свой век. А период окончания кукования («от Егория до Петра» — с 6 мая по 12 июля) символизирует окончание весны и начало лета.
Процесс изготовления кукушки в селе Шелаево Валуйского района Белгородской области
Главным символом Троицы по праву считается береза. Ей посвящали песни, ее называли кумушкой, подруженькой. Подмосковная детвора с веткой березы, украшенной ленточками, бумажными цветами, яичной скорлупой и колокольчиками, обходила дома, напевая о березке кудрявой и собирая угощения. Ленты для украшения березы были предметом роскоши. Кто ленту не принес, того конфеты собирать не брали.
Троицкая песня «Ах ты, кумушка, ты голубушка, ты к нам пришла» в исполнении детей из деревни Ковригино Павлово-Посадского района Московской области