ММКФ 2019: якутская картина получила две первые награды фестиваля

25 апреля, в заключительный день работы 41 Московского международного кинофестиваля, состоялась церемония вручения неофициальных призов. Победителей наградили представители жюри российской кинокритики, ФИПРЕССИ, NETPAC, Федерации киноклубов России, еженедельника Коммерсант Weekend, интернет-портала ПрофиСинема, вручающего Приз зрительских симпатий, и онлайн-кинотеатра Окко.

Сегодня уверенный подъем национального кинематографа демонстрируют якутские картины. Победителем прошедшего ММКФ стал якутский фильм «Царь-птица», а в этом году лента «Надо мною солнце не садится» режиссера-дебютантки Любови Борисовой еще до подведения итогов конкурсной программы завоевала две награды фестиваля. В числе одной из них — приз жюри NETPAC, которое ежегодно награждает на ММКФ лучший азиатский фильм. Он получил формулировку «За искренность, внутренний юмор и непретенциозность». За призом на сцену поднялась режиссер и автор сценария Любовь Борисова. «Хочу поблагодарить жюри NETPAC и организаторов ММКФ за возможность представлять якутское кино. В мире Россию считают только европейской страной, но мы надеемся показать всем, что Россия — евроазиатская страна», — выступила она.

Также фильму «Надо мною солнце не садится» досталась награда по итогам зрительского голосования, которую традиционно вручает интернет-портал ПрофиСинема — «Ключ к сердцам зрителей», выполненный в технике художественного литья. «Несколько лет назад мы заговорили о феномене якутского кино. И теперь якутские картины не только участвуют на ММКФ, но и побеждают», — отметила главный редактор интернет-портала ПрофиСинема Нина Ромодановская, объявляя победителя. «Мы снимали этот фильм именно для зрителя, и очень рады, что наша любовь к нему оказалась взаимной», — сказала Любовь Борисова. На сцене она получала награду вместе с актером Степаном Петровым, ставшим, по словам Нины Ромодановской, звездой российского кино.

ПрофиСинема в третий раз выступила партнером программы «Российское кино: перспективы» и поддержала зрительское голосование в конкурсе короткометражных картин. Специальным дипломом был награжден фильм «Ульяна» Евгения Сангаджиева. «Это фильм о необходимости оставаться порядочным человеком, добиваясь своей цели. Замечательно, что молодые авторы поднимают такие темы в кино», — подчеркнула Нина Ромодановская. «Спасибо организаторам и моей школе Индустрия, но думаю, это только начало», — сказал режиссер картины, получая приз.

Награда ФИПРЕССИ досталась французской ленте «Медовый месяц в Згеже» Элиз Отценбергер о французах с еврейскими корнями, которые отправляются в путешествие по Польше. Картина повествует о трагических событиях, при этом создана в жанре комедии. «Этот фильм рассказывает об одной из величайших травм Европы, в манере которая кажется простой: он делает это с юмором, в игривом тоне, с теплой, не осуждающей интонацией. Работа актеров великолепна и добавляет особой глубины фильму», — сказал шведский кинокритик Санин Пейкович, оглашая имя победителя. Приз вышел получать на сцену советник культуры французского посольства в Москве Оливье Гийом. Он зачитал послание режиссера фильма Элиз Отценбергер. «Я очень тронута получить награду от ФИПРЕССИ, всегда мечтала, чтобы мою картину смогли увидеть не только французские зрители. Для меня кинематограф — чудесная возможность разрушать границы», — звучало в послании. Как говорилось в письме, режиссер ленты не смогла присутствовать на церемонии вручения, поскольку со дня на день ожидает появления третьего ребенка, которого она, с благодарностью к награде и к фестивалю, собирается назвать Москоу.

Жюри российской кинокритики на этот раз выбрало сразу четырех победителей. По словам Давида Шнайдерова, он никогда раньше не наблюдал более жаркого спора о выборе призеров среди членов жюри. Из числа проектов конкурса короткометражных фильмов с формулировкой «За смех в космосе» была отмечена норвежская картина «Водрузить флаг» Бобби Пирса. «За неожиданный подход к развитию жанра грустной комедии» приз достался дерзкой ленте «Импровизаторы» известного японского режиссера Сабу. В авторской категории «За раскрытие творчества человеческих отношений» российские кинокритики присудили награду мозаичной черно-белой финской картине «Пустота» режиссера Алекси Салменперя, повествующей о цене успеха. Главный приз — Белого слона — получила лента из Бангладеш «День субботний» режиссера Мустафы Сарвара Фаруки о трагедии на Шри-Ланке, которую жюри вручило с короткой и четкой формулировкой — «За смелость». Режиссер поблагодарил за признание фильма членов Гильдии киноведов и кинокритиков России, а также российскую адуиторию: «Вчера прошла премьера фильма и нам был оказан очень теплый прием», — сказал он.

Жюри Федерации киноклубов России вручило главную награду под названием «Колючий взгляд» латышской драме о Холокосте «Отец Ночь» режиссера Дависа Симаниса-младшего. Приз был присужден с формулировкой «За точное художественное осмысление темы, не потерявшей своей актуальности». «Нам приятно, что фильмы стран Балтии принимают участие на ММКФ. Картина очень затронула нас, это один из лучших, по нашему мнению, фильмов фестиваля. Авторы обратились к очень непростой теме, проявили смелость и мужество, поскольку в Латвии ее оглашение влечет за собой проблемы», — прокомментировал Сергей Василенко.

Обладательницей «Колючего взгляда» среди картин российской программы стала лента «Сердце мира». «Мы не знали, что для участников программы российского кино существуют какие-либо призы, это очень неожиданная и приятная награда», — сказала режиссер Наталья Мещанинова.

Диплом жюри Федерации киноклубов России достался фильму «Воскресение» Светланы Проскуриной.

Еженедельник Коммерсант Weekend отметил наградой фильм Мустафы Фаруки «День субботний», а онлайн-кинотеатр Окко наградил специальным призом картину «В поисках величия» Гейба Польски, которая рассказывает личные истории из жизни величайших спортсменов. «К сожалению, Гейбу пришлось уехать из Москвы раньше, но для него всегда большая радость бывать в России. Тем более, сейчас мы монтируем фильм, который имеет прямое отношение к ней», — сказал продюсер Дмитрий Салтыковский и поблагодарил организаторов фестиваля, а также представителей Окко.

Автор: Дарья Осташева



proficinema.ru