Советский скульптор Евгений Вучетич почти полвека посвятил монументальному искусству. Народный художник СССР, лауреат пяти Сталинских и Ленинской премии создал более сорока скульптурных портретов от фельдмаршалов Российской империи до командиров Советской армии. Наиболее известные работы Вучетича — ансамбль на Мамаевом кургане, памятник Воину-освободителю в Берлине и скульптурная композиция «Перекуем мечи на орала» у здания ООН в Нью-Йорке. Военную тему скульптор выбрал неслучайно. В июне 1941 года пошел на фронт добровольцем; вернувшись, продолжил работу в Cтудии военных художников имени Грекова, сохраняя память о боях и сражениях в своих работах.
Фотография: stoletie.ru
Сын обрусевших серба и француженки Виктора Вучетича и Анны Стюарт родился в Екатеринославе в 1908 году, окончил художественную школу — уже в Ростове. Дипломной работой выпускника стала скульптурная группа, изображающая матроса на вздыбленном коне в полную величину — воплощение детских впечатлений. Евгений заслушивался рассказами демобилизованных красноармейцев о Гражданской войне, и первая же самостоятельная работа начинающего скульптора оказалась в Северо-Кавказском музее революции. Настолько ярким и эмоциональным получился образ. Первым международным признанием Вучетича стала золотая медаль Всемирной выставки 1936 года в Париже за работу «Климент Ворошилов верхом».
Продолжил обучение скульптор в Ленинградской академии художеств. Культурная столица добавила не только академических знаний: Вучетич изучал творения своих предшественников — ваятелей и зодчих в музеях, да и просто на ленинградских улицах. «Я все время после Академии учился делать руку, делать голову, делать человека», — вспоминал мастер.
В 1930-е годы, в разгар грандиозного строительства, Евгений Вучетич оказался в Москве — в самом эпицентре реализации сталинского плана реконструкции города. Скульптор работал на «стройках века» — при возведении гостиницы «Москва» и Ленинской библиотеки, руководил экспериментальными мастерскими так и не построенного Дворца Советов. Многие проекты того времени остались на бумаге, такие как памятник герою Гражданской войны Григорию Котовскому, закончить который помешала война.
Даже после тяжелой контузии и демобилизации скульптор уже в составе Студии военных художников имени Митрофана Грекова выезжал на фронт. Художники делали документальные зарисовки, скульптурные портреты, этюды, создавая своеобразную летопись военного времени. От образов героев 1812 года — Суворова, Кутузова, Багратиона — Вучетич перешел к героям-современникам: скульптор за свою творческую жизнь создал более сорока портретов советских военачальников и героев Великой Отечественной войны.
Памятник генерал-лейтенанту Михаилу Ефремову, Вязьма
Фотография: Литвяк Игорь / фотобанк «Лори»
В основу скульптурной композиции легли реальные события — подвиг генерал-лейтенанта Михаила Ефремова. Командующий 33-й армией погиб весной 1942 года в боях за освобождение Вязьмы. Оказавшись отрезанными от советских войск, бойцы около трех месяцев сражались с превосходящими силами противника. Будучи тяжело ранен, Ефремов продолжал отдавать команды, и небольшая группа солдат держалась до последнего патрона. Даже постамент памятника напоминает неприступный бастион, солдаты сплотились спина к спине вокруг своего командира. Установлен памятник был в 1946 году — на самом высоком месте разрушенной фашистами Вязьмы.
Воин-освободитель в Трептов-парке Берлина
Фотография: wikipedia.org
С тридцатиметровой высоты на мирный город смотрит бронзовая статуя советского воина- освободителя, на руках солдат держит ребенка. За известным памятником — жизненная история сибиряка Николая Масалова, который в апреле 1945 года спас из-под шквального огня маленькую немецкую девочку. Один из многочисленных подвигов простого солдата до глубины души тронул Евгения Вучетича, и его проект был признан лучшим среди 33 работ, представленных на конкурс. Памятник возвышается на постаменте из трофейного гранита. Камень был заготовлен на берегу Одера по приказу Гитлера для строительства памятника победы… над Советским Союзом.
«Перекуем мечи на орала», Нью-Йорк, Москва, Усть-Каменогорск
Фотография: Алёшина Оксана / фотобанк «Лори»
Скульптура работы Вучетича в 1957 году стала подарком Советского Союза правительству США в знак дружбы, и по сей день один из символов мира находится у штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке. Мускулистый пахарь тяжелым молотом перековывает оружие в мирный плуг — при работе над эти образом скульптор очень долго искал натурщика, и считается, что лепил Вучетич с олимпийского чемпиона по борьбе Бориса Гуревича. За скульптуру «Перекуем мечи на орала» автор был награжден серебряной медалью Совета Мира и получил Гран-при на выставке в Брюсселе.
«Родина-мать зовет», Мамаев курган, Волгоград
Фотография: for-volga.ru
Мемориальный ансамбль, посвященный памяти героев Сталинградской битвы. При работе над этим памятником Евгения Вучетича консультировал маршал Василий Чуйков, которого прозвали на фронте «командир-штурм». Василий Иванович командовал 62-й армией, удержавшей Мамаев курган. На создание самого образа Родины-матери у скульптора ушло два года, на строительство мемориала потребовалось восемь лет. После окончания строительства, в 1967 году, скульптура была признана самой высокой в мире без постамента, и в этом статусе творение Вучетича пребывало почти четверть века.
Родина-мать в Киеве
Фотография: wikipedia.org
Изначально предполагалось, что скульптура будет высотой в 80 метров, но после смерти автора проекта было установлено архитектурное равновесие с колокольней Киево-Печерской лавры. Фигуру из нержавеющей стали изначально намеревались покрыть сусальным золотом, но это оказалось слишком дорого, и от идеи отказались. Проект для своего времени был уникальным: собирали статую специальным краном стометровой высоты, и по техническим расчетам она может выдержать даже землетрясение в 9 баллов. Киевская Родина-мать стала последним монументальным творением Евгения Вучетича, над которым скульптор работал последние два года жизни.
«Я только трижды обращался к мечу — один меч подняла к небу Родина-мать на Мамаевом кургане, призывая своих сыновей изгнать фашистских варваров, топчущих советскую землю. Второй меч держит острием вниз наш Воин-победитель в берлинском Трептов-парке, разрубивший свастику и освободивший народы Европы. Третий меч человек перековывает на плуг, выражая стремление людей доброй воли бороться за разоружение во имя торжества мира на планете».
Евгений Вучетич