От поколения к generation: отечественные фильмы о молодежи

От идейных энтузиастов до бунтарей и топ-менеджеров — образ молодежи в нашем кино менялся от десятилетия к десятилетию.

Энтузиасты на службе Родине (1920–50-е)

Герои фильмов 1920–50-х — это большей частью идейные энтузиасты на службе своей стране.

Одной из первых лент с молодыми главными героями стал приключенческий фильм «Красные дьяволята», снятый Иваном Перестиани по одноименной повести Павла Бляхина в 1923 году. В центре сюжета — история юных жителей украинского села, решивших сформировать свой небольшой отряд для борьбы с махновцами. Немой фильм пользовался огромным успехом у публики того времени. Через 43 года по мотивам этой истории были сняты «Неуловимые мстители» режиссера Эдмонда Кеосаяна.

В 1936 году на экраны вышел фильм «Семеро смелых». Первая звуковая картина Сергея Герасимова — история о комсомольцах-полярниках, зимующих в Арктике. Герои фильма — романтики и искатели приключений. Режиссер открыл публике актера Петра Алейникова, сыгравшего повара Молибогу, который добрался до Арктики зайцем.

От поколения к generation: отечественные фильмы о молодежи

Главная героиня фильма Юрия Райзмана «Машенька» (1942 год) — простая советская девушка. Она работает телеграфисткой, мечтает, рассуждает об учении Маркса и возможности полета в космос. Машеньку сыграла Валентина Караваева, для нее это была первая главная роль. Через год вся съемочная группа получила Сталинскую премию второй степени, и Караваева стала ее самым юным лауреатом в истории (ей был всего 21 год).

Милейшие советские девушки предстают перед зрителем и в фильме «Сердца четырех» (реж. Константин Юдин, 1941). Кинокартина о двух сестрах, серьезной преподавательнице математики и легкомысленной студентке, была снята прямо перед самой войной. Прокат водевильной комедии пришлось отложить до января 1945 года.

Молодежь СССР, как правило, ставила общественное превыше личного. Такой была и героиня комедии Юрия Чулюкина «Неподдающиеся» Надя Берестова. Она занималась перевоспитанием «трудных» заводских рабочих, чтобы улучшить показатели их бригады. На Всесоюзном фестивале в Минске фильм был признан лучшей комедией, награды получили исполнители главных ролей — Надежда Румянцева и Юрий Белов.

Романтики и мечтатели (1960-е)

В 1960-е с наступлением оттепели в советском кинематографе начали появляться фильмы о другой молодежи — лиричной и рефлексирующей.

«Застава Ильича» Марлена Хуциева, знаковый фильм эпохи, в советском прокате вышел под названием «Мне двадцать лет». Главные герои фильма — три товарища, выросшие в одном московском дворе. Представители поколения шестидесятников, они отзывчивы к любым переменам в мире, задаются вопросами о смысле жизни и о том, что оставят после себя.

Никита Хрущев же заявил, что образ советской молодежи показан неправдоподобно. На встрече руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искусства он сказал: «…даже наиболее положительные из персонажей фильма — трое рабочих парней — не являются олицетворением нашей замечательной молодежи. Они показаны так, будто не знают, как им жить и к чему стремиться».

После многочисленных замечаний вождя фильм пришлось серьезно менять: некоторые эпизоды были вырезаны, некоторые — пересняты. Только в 1988 году была восстановлена и показана первоначальная версия картины.

По сценарию автора «Заставы Ильича» Геннадия Шпаликова снят и другой характéрный фильм о молодежи 1960-х — «Я шагаю по Москве» Георгия Данелии. Советский кинорежиссер Михаил Ромм писал о нем: «Картина о молодых, о том, что молодость хороша, что молодежь наша прекрасна, что вообще много добрых людей в нашем замечательном городе. Картина о тех, перед которыми жизнь только еще раскрывает двери, о тех, у кого все впереди».

От поколения к generation: отечественные фильмы о молодежи

Фильм снимался после картины Хуциева, но, не встретив цензурных замечаний, появился на советских экранах раньше. На Каннском фестивале картина была отмечена специальным дипломом жюри «Молодым кинематографистам за новизну и свежесть взгляда».

Комедию «Девчата» режиссера Юрия Чулюкина партийное руководство охарактеризовало как «чересчур бытовую для советского экрана». Однако только в первый год проката фильм посмотрели 35 миллионов человек. И сейчас — спустя 55 лет после выхода на экраны — его с удовольствием смотрят все новые и новые поколения зрителей.

Главный герой фильма «Три дня Виктора Чернышева» режиссера Марка Осепьяна отличается от персонажей в картинах Хуциева и Данелии. Он предпочитал не вдаваться в философские размышления и жил «как все». Днем работал на заводе, вечером бесцельно проводил время в сомнительных компаниях. Для Виктора Чернышева жизнь — рутина. Ничто не приносит ему радости — ни работа, как киногероям 30-х годов, ни поиск смысла жизни, как героям «Заставы Ильича».

Наставники и воспитатели (1970-е)

В фильмах 1970-х годов появились сюжеты о молодых людях, которые пытаются изменить убеждения своих ровесников или, как тогда говорили, перевоспитать их.

«Большая перемена», один из самых знаменитых фильмов тех лет, рассказывает о перевоспитании с исключительным юмором. Молодой преподаватель вечерней школы Нестор Петрович Северов заставляет взрослых учеников изменить свой взгляд на жизнь, а они, в свою очередь, помогают учителю разобраться в себе.

От поколения к generation: отечественные фильмы о молодежи

Картина «Несовершеннолетние» Владимира Рогового раскрывала ту же тему, но с публицистической точностью. Герой фильма Женя вернулся из армии и помог молодым ребятам освободиться «от дурного влияния шайки хулиганов».

Романс о влюбленных

Картина «Романс о влюбленных» режиссера Андрея Кончаловского стоит особняком. Это история не об ответственности перед обществом, а о драме главных героев, которых развела судьба. Фильм был новаторским: герои в исполнении Елены Кореневой, Евгения Киндинова и Александра Збруева говорили на экране белыми стихами и пели песни в рок-обработке Александра Градского; цветные кадры чередовались с черно-белыми. Кинокритики встретили картину холодно, а вот зрители выстраивались в очереди, чтобы посмотреть «Романс о влюбленных».

Бунтари (1980-е)

В 80-е годы приоткрылся железный занавес. В кинематографе этого десятилетия максимально проявились бунтарские настроения молодых людей, желающих перемен и потерявших понимание со старшим поколением.

Иван из фильма «Курьер» Карена Шахназарова проваливает экзамены в вуз и устраивается на малопочетную (в его понимании) работу курьера. Ироничное отношение Ивана к себе, к работе, к окружающим людям, к быту, к рутине остро характеризует его внутренний разлад и дисбаланс.

Лера по кличке Авария, дочь милиционера («Авария — дочь мента»), старается как можно активнее и скандальнее выделиться из образа жизни своей правильной советской семьи.

Героиню «Маленькой Веры» тяготит однообразная и ненасыщенная событиями жизнь провинциального города.

В кинокартине Сергея Соловьева «Асса» впервые прозвучала песня Виктора Цоя «Перемен!», которая стала гимном поколения, переходящего в 90-е годы.

От поколения к generation: отечественные фильмы о молодежи

Правдорубы (1990-е)

Ключевыми фильмами о молодежи 90-х стали драмы Алексея Балабанова «Брат» и «Брат-2». Данила Багров (Сергей Бодров — младший), отслужив в Чечне, возвращается домой с четко сформированными взглядами на жизнь. По его кодексу чести «сила в правде: у кого правда, тот и сильней».

От поколения к generation: отечественные фильмы о молодежи

Новое время

Кто станет новым героем поколения — покажет время. Возможно, это образ успешного молодого человека из фильма «Духless» (режиссер Роман Прыгунов). А возможно, кто-то еще. Поживем — увидим!

От поколения к generation: отечественные фильмы о молодежи

culture.ru