Музейная эвакуация в Великую Отечественную войну

Эвакуация музеев западной части Советского Союза началась в первый же день войны — 22 июня 1941 года. В считаные дни музейные работники составляли списки ценностей, добивались разрешения на эвакуацию, искали транспорт и упаковывали экспонаты. Они вывозили коллекции с линии огня и из оккупированных городов с разрешения властей или самовольно. На баржах, пароходах, в товарных поездах самые ценные предметы искусства переправлялись вглубь страны — туда, где они будут храниться в безопасности до конца войны.

Музеи Московского Кремля

Музейная эвакуация в Великую Отечественную войну

Свердловск. Здание УралВО, где находились ценности Оружейной палаты во время войны. 1941–1945 годы

На следующий день после начала войны по распоряжению коменданта Московского Кремля Николая Спиридонова сотрудники музея начали демонтировать экспозицию Оружейной палаты. Первоначально коллекцию планировали укрыть во внутренних кремлевских помещениях — соборах, башнях, подвалах. Но из-за осложнения обстановки на фронте Спиридонов принял решение вывозить ценности на Урал.

Из Москвы наиболее ценные экспонаты вывез директор музея Николай Захаров. С ним отправились несколько сотрудников и красноармейцы, охраняющие коллекцию. К 10 июля 1941 года в Свердловск (сейчас Екатеринбург) привезли почти всю коллекцию Оружейной палаты. В залах музея остались лишь экипажи: в военных условиях их транспортировка была невозможна. Также не демонтировали иконостасы кремлевских соборов.

В Свердловске сотрудники музея закончили составлять охранную опись коллекции. Параллельно реставрировали некоторые экспонаты: привели в порядок трофеи Полтавской битвы, часы работы Майкла Меддокса (XVIII век), восстановили коронационное платье императрицы Елизаветы Петровны.

В 1944 году музей начал готовиться к возвращению в столицу. В апреле 1945 года экспозиция в Оружейной палате была полностью восстановлена. Первыми ее посетителями стали солдаты Кремлевского гарнизона, которые помогали перевозить ценности.

Государственный Дарвиновский музей

Музейная эвакуация в Великую Отечественную войну

Александр Котс и сотрудники музея укрывают музейные предметы. 1941 год

Вскоре после начала войны основатель Государственного Дарвиновского музея Александр Котс подготовил список экспонатов к эвакуации первой очереди. В него вошли скелеты двух птиц — вымерших видов, редкие издания сочинений французского ученого Жоржа Луи Бюффона, атлас Джона Джеймса Одюбона «Птицы Америки» (сегодня это самая дорогая в мире печатная книга из проданных на аукционе), чучела тропических птиц, ценные шкуры животных, скульптуры и многие другие предметы. Ящики с ценностями были временно отправлены в хранилище Новодевичьего монастыря.

Оставшиеся в Москве сотрудники музея старались сохранить здание Дарвиновского музея и коллекции, которые в нем находились. Картины и рисунки сняли со стен, упаковали в свертки и вместе с чучелами животных опустили в подвалы. Экспонаты укрывали бумажными колпаками от пыли; чучела прятали в картонные коробки.

Чердак здания и третий этаж, которые могли больше всего пострадать при бомбежке, освободили от экспонатов. Работники музея приготовили все необходимое, чтобы в случае пожара в здании его можно было быстро потушить. Эти меры оказались ненапрасными: в конце июля 1941 года в здание попала зажигательная бомба, на втором этаже началось возгорание. Его потушил сотрудник музея Филипп Федулов.

«Перед глазами Ф.Е. Федулова возникла жуткая картина. Весь громадный зал был затянут едким белым дымом. Охватив тяжелую матерчатую штору, бурно и ярко колыхалось пламя. Ф.Е. Федулов сорвал пылающий тяжелый занавес с окна, потушил бомбу и вышвырнул ее на улицу, чем спас музей от пожара. Во время этого налета повредилось чучело кабаньей головы, которое оказалось на пути бомбы».
Александр Котс

В годы войны музейные работники собирали лом цветных металлов, теплые вещи для Красной армии; во время авианалетов в бомбоубежище Дарвиновского музея детям показывали диафильмы, читали лекции на военную тематику в госпиталях.

«Наверху рвутся бомбы и ревут орудия, сыплются снаряды… Здесь, в бомбоубежище, ребятишки с упоением смотрят сцены из фильмов — «Тома Сойера», «Давида Копперфильда», «Детства Горького», «Гулливера»…»
Александр Котс

Государственная публичная историческая библиотека России

Музейная эвакуация в Великую Отечественную войну

Укладка эвакуируемых фондов Исторической библиотеки. Июль 1941 года

Летом 1941 года готовилась к эвакуации и Государственная публичная историческая библиотека. Сначала решено было вывезти редкие книги, фонды справочно-библиографического отдела, научных читальных залов. Всего сотрудники библиотеки подготовили к эвакуации около 40 тысяч книг. На баржах по Москве-реке, Оке и Волге груз доставили в город Хвалынск Саратовской области, а через два месяца издания переправили еще дальше на восток, в Казахстан.

Осенью вывезли вторую партию книг: прежде всего сотрудники библиотеки отбирали издания XV–XIX веков. 630 ящиков отправили по железной дороге на Урал. Эвакуированные фонды разместили в заброшенной Воскресенской церкви на городском кладбище, три сотрудницы библиотеки вместе с детьми поселились в находящейся рядом церковной сторожке. В неотапливаемой церкви с выбитыми окнами они поочередно охраняли ценный фонд библиотеки от разорения до осени 1944 года.

С первых дней войны сотрудники, оставшиеся в библиотеке, старались защитить ее от гибели при налетах немецкой авиации. С лестниц здания, чердака, из двора убрали все, что может легко воспламениться; повсюду установили бочки с водой, ящики с песком и щипцы для выбрасывания зажигательных бомб. Деревянные перекрытия пропитали составом, предохраняющим от горения. Ценные фонды с верхних этажей спустили вниз.

Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник

Музейная эвакуация в Великую Отечественную войну

Греческий отдел экспозиции. 1923–1925 годы

Наиболее ценные экспонаты коллекции Керченского музея в октябре 1941 года вывезли в Армавир (Краснодарский край). Но это не помогло сохранить его коллекцию. 19 ящиков с экспонатами и ставший печально известным «золотой» чемодан с коллекцией изделий из драгоценных металлов погибли там во время военных действий. После войны их официально признали утраченными.

В августе 1943 года оккупационные власти города отправили в Германию наиболее ценные экспонаты из тех, которые оставались в музее: расписную штукатурку из раскопок Пантикапея, гипсовые украшения, терракотовые статуэтки, амфоры и многое другое. Позже вывозились и другие партии музейных предметов: Керченский музей полностью лишился деревянных резных саркофагов, серебряных и золотых изделий, коллекции чернолаковой и расписной керамики, большого количества монет, стеклянных сосудов и некоторых скульптур. Погиб практически весь архив музея, сильно пострадала библиотека. Здание на горе Митридат, в котором находилась экспозиция до войны, было разрушено.

Фонды музея начали вновь пополняться ценными экспонатами в 1947 году. Это были предметы, найденные во время археологических раскопок и полученные из других музеев. А в 1950 году небольшая часть коллекции, вывезенной немцами, была обнаружена в Симферополе и возвращена в Керчь.

Тверской государственный объединенный музей

Музейная эвакуация в Великую Отечественную войну

Воскресенская церковь — фондохранилище музея. Апрель 1942 года

В Тверском (в военные годы — Калининском) областном краеведческом музее подготовка к эвакуации началась только в октябре 1941 года. Сотрудники собирались в первую очередь вывезти экспонаты из серебра. Их упаковали и спрятали в особой кладовой, когда немецкие войска заняли город. Оккупанты разорили здание музея, но помещение, в котором находились ценные экспонаты, не вскрыли.

Когда в 1942 году советские войска освободили город, обстановка на фронте была нестабильной: подготовка к эвакуации музейной коллекции началась снова. В первую очередь планировали отправить серебро из особой кладовой, ткани XVIII–XIX веков, оружие, папки с архивными документами, живописные полотна и графику из картинной галереи. В начале августа ящики с экспонатами отправили в Кашинский районный музей, они вернулись в областной центр спустя два с лишним года.

В 1941 году в Тверской области эвакуировали только филиал областного музея — Осташковский краеведческий музей. Его коллекция вместе с собранием Нижегородского (в советские годы — Горьковского) областного краеведческого музея хранилась в селе Тонкино Нижегородской области. Но спустя год экспонаты из Осташкова по распоряжению НКВД были отправлены на Восток, и коллекция была утеряна.

Севастопольский художественный музей имени Михаила Крошицкого

Музейная эвакуация в Великую Отечественную войну

Экспозиция Севастопольского художественного музея до войны

Директор Севастопольской картинной галереи Михаил Крошицкий требовал от руководства разрешения на эвакуацию коллекции с первых дней войны. Но перевозку ценностей в более безопасное место постоянно откладывали. Картинная галерея продолжала работать даже в те дни, когда начались постоянные бомбежки. Когда немцы подошли к городу, Михаил Крошицкий без приказа на эвакуацию, на свой страх и риск, организовал отбор и упаковку самых ценных экземпляров коллекции. Живописные полотна и графические работы, скульптуры и произведения декоративно-прикладного искусства, старинные книги и журналы из музейной библиотеки перевезли сначала на Графскую пристань, затем погрузили на корабль и через несколько дней вывезли в Батуми. Следующие 13 месяцев директор галереи в одиночку сопровождал груз до Томска. Там, в здании областного краеведческого музея, экспонаты хранились до конца войны.

Когда коллекция музея в 1945 году вернулась в Крым, ее временно разместили в Симферополе. Севастопольская картинная галерея была разрушена прямым попаданием бомбы, все экспонаты, которые не были вывезены, погибли. Для размещения предметов искусства начали реставрировать Дом учителя, стоявший по соседству с бывшим музеем. Обновленная картинная галерея открылась в 1956 году. Сегодня городской художественный музей носит имя Михаила Крошицкого.

Зоологический музей МГУ имени Михаила Ломоносова

Музейная эвакуация в Великую Отечественную войну

Верхний зал музея после попадания бомбы во двор МГУ. Октябрь — ноябрь 1941 года

Зоологический музей МГУ перестал принимать посетителей сразу же после начала войны: часть сотрудников отправилась на фронт, часть штата сократили. Однако силами оставшихся работников к эвакуации подготовили большую часть музейной коллекции. Осенью 1941 года ее должны были отправить в безопасное место. Однако попытка вывезти ценности не удалась, в Южном порту экспонаты пролежали больше месяца. Чуть позже их отправили по железной дороге в Ашхабад.

В октябре 1941 года в музей попала бомба. В помещениях были выбиты стекла, разрушены витрины и стеклянный потолок Верхнего зала. Экспонаты, оставшиеся в музее, перенесли в Нижний зал и подвальные помещения.

Зоологический музей начал работать весной 1942 года. Для посетителей открыли Верхний зал и Зал эволюционной морфологии. Не прекращалась и научная деятельность сотрудников музея. Музейные работники, сопровождавшие коллекцию в эвакуации, изучали фауну регионов, старались пополнить экспозицию новыми экспонатами.

В 1943 году эвакуированные ценности вернулись в Москву, а в 1945 году музей открыл для посетителей все залы.

Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя (Севастопольская панорама)

Музейная эвакуация в Великую Отечественную войну

Реставрация фрагмента полотна панорамы Франца Рубо «Штурм 6 июня 1855 года». Москва, ГМИИ имени Пушкина. 1951 год

В начале Великой Отечественной войны музейные специалисты из Симферополя осмотрели полотно панорамы в Музее героической обороны и освобождения Севастополя. Оно на тот момент стало ветхим, красочный слой утратил прочность, однако специалисты постановили, что живописную часть нужно эвакуировать. На это не дало разрешение военное командование, и панорама осталась на месте — разобрали только ее предметный план.

В июне 1942 года в музей попали бомбы. Пожар тушили все, кто находился в этот день поблизости; горящее полотно резали, стараясь уберечь от разрушения хотя бы его часть. Из охваченного огнем здания вынесли 86 фрагментов (примерно две трети полотна) и некоторые хранившиеся в музее картины. Корабль, на котором перевозили полотна, попал под бомбежку, и фрагменты пострадали от морской воды. В Новороссийске их просушили, упаковали заново и отправили дальше в эвакуацию.

В 1942 году панорамное полотно доставили в филиал Третьяковской галереи в Новосибирске. Реставраторы нашли на нем больше шести тысяч повреждений. Начались восстановительные работы: с полотна удаляли пыль и грязь, закрепляли красочный слой. Для хранения фрагменты накатали на большие деревянные валы. После окончания войны их временно переправили в Москву, а затем в Загорск.

С 1952 года по оставшимся фрагментам и фотографиям 18 художников начали воссоздавать панораму. Шла реставрация фрагментов, подготовка этюдов, изготавливался новый холст. С мая по сентябрь 1954 года художники работали над живописным полотном в заново отстроенном здании панорамы. 16 октября 1954 года, к 100-летию первой обороны Севастополя, прошло торжественное открытие музея.

Государственный исторический музей

Музейная эвакуация в Великую Отечественную войну

Возвращение ГИМа из эвакуации

После получения приказа о подготовке к эвакуации в Государственном историческом музее начали упаковку ценных экспонатов — сабли князя Пожарского, золотого прибора Александра Пушкина, кафтана Ивана Грозного, парадного платья Екатерины II и других предметов коллекции. Изготавливали муляжи и копии, которые заняли место подлинных предметов искусства в экспозиции. Часть коллекции переместили в подвал.

Ответственным за груз назначили археолога Александра Брюсова, брата поэта Валерия Брюсова. Он 16 лет проработал в музее, участвуя во многих экспедициях.

В конце июля баржа с коллекциями нескольких музеев (Исторического, Биологического, Этнографического, восточных культур, Музея революции СССР) и библиотек (Ленинской, исторической, иностранной литературы и др.) вывезла экспонаты сначала в Хвалынск, а потом в Кустанай (Казахстан), где они находились до 1944 года.

«680 ящиков с коллекциями ГИМа на полуторках были перевезены в Южный порт, где их погрузили на баржу для эвакуации в город Хвалынск Саратовской области. 27 июля 1941 года в 17 часов мы отплыли от Южного порта Москвы. Суматоха погрузки, размещение на барже ящиков и людей занимали все наши мысли… надо терпеть, ждать и думать только о своей задаче — охранять и беречь наши грузы… Все мы думали совершенно одинаково, и это сплачивало наш маленький коллектив».
Сотрудница музея Зверева

Исторический музей работал для посетителей всю войну. Сотрудники продолжали искать экспонаты для будущих выставок, в первую очередь собирая документальные свидетельства войны — военную форму и оружие, плакаты и фотографии. В музее открылась выставка об обороне Москвы; вскоре начали работать экспозиции «Александр Суворов», «Народы Сибири в XVI–XVII веках» и многие другие. Музейные работники выезжали с лекциями в прифронтовые зоны, выступали на предприятиях и в госпиталях. Когда советские войска перешли в наступление, сотрудники Исторического музея выехали на места боев, где также собирали экспонаты и записывали рассказы свидетелей.

Государственный музей-заповедник «Царское Село»

Музейная эвакуация в Великую Отечественную войну

Хранилище музейных фондов в Сарапуле. 1941–1945 годы

Последняя экскурсия в Екатерининском дворце прошла 22 июня 1941 года. О начале войны сотрудник дворца-музея Вера Лемус вспоминала: «С этого дня содержанием и смыслом нашей жизни стала работа по отбору, упаковке и отправке вглубь страны старинных картин, мебели, обивочных тканей, фарфора и множества других предметов историко-художественного значения».

Экспонаты начали выносить из залов. Картины вытаскивали из рам, скрепляли между собой и устанавливали в ящики. Большие полотна накатывали на валы, оборачивали тканью и клеенкой. Хрупкие предметы искусства заворачивали в бумагу, а ящики для них наполняли стружкой. С первым эшелоном в эвакуацию отправили изделия из драгоценных металлов, ценное оружие, две мозаики XVIII века, картины Ивана Айвазовского, Ильи Репина, Франца Крюгера, Николая Рериха.

К середине августа в музее оставались лишь три научных сотрудника — Тамара Попова, Евгения Турова и Вера Лемус. Они продолжали упаковывать коллекцию: наспех сколачивали ящики, косили и сушили траву на газонах, чтобы прятать в нее экспонаты, что-то заворачивали в газеты. Позже всё эвакуировали без упаковки, прикрывая бумагой или тканью.

Параллельно сотрудники музея пытались сохранить здание дворца: паркеты укрывали ковровыми дорожками (ворсом вниз); чердачные перекрытия смазывали суперфосфатом, чтобы сберечь от пожара; окна заклеивали бумагой, марлей и плотной тканью, а позже и забивали досками. Янтарную комнату и стеклянную облицовку спальни Екатерины II оклеили папиросной бумагой.

«…Через несколько дней железнодорожная связь с «Большой землей» оборвалась. Несколько изменился характер эвакуации: теперь вещи перевозили на машинах и на лошадях в Ленинград, в Исаакиевский собор».
Анатолий Кучумов, сотрудник музея

В начале сентября начались непрерывные бомбежки и артиллерийские обстрелы города Пушкина, и вскоре его оккупировали немцы. Оставшиеся во дворце коллекции были уничтожены или вывезены на Запад.

После освобождения Ленинграда началась работа по возвращению экспонатов в город. Последняя партия ценного груза прибыла уже в 1945 году. Музейные работники вновь дежурили круглосуточно: вскрывали ящики, готовили научную документацию по восстановлению архитектурных памятников, налаживали экскурсионную работу. До 1952 года Центральное хранилище музейных фондов проводило работу по проверке сохранившихся экспонатов. В результате установили, что 65 % музейных предметов из четырех пригородных дворцов-музеев утрачены в годы войны.

«Наконец пришла настоящая радость — весть об освобождении города Пушкина 24 января 1944 года. Товарищи из Ленинграда телеграфировали: «Поздравляем. Отечество нам Царское Село». Эти пять слов прозвучали как гимн победы. Известные пушкинские строки, обращенные к лицейским друзьям, задолго до войны стали нашим музейным девизом. Теперь они передавали огромную общую радость от сознания того, что город великого поэта очищен от вражеских войск и перед нами вновь раскрывается возможность работать в нем; в послевоенных условиях это означало бороться за восстановление прекрасных памятников старины и искусства, варварски изуродованных фашистами».
Вера Лемус

Автор: Диана Тесленко

culture.ru